Маскарад
Михаил Лермонтов написал «Маскарад» в 21 год: возраст автора в данном случае не менее важен, чем его поэтический гений. Накал страстей в этой пьесе опирается на мысли и переживания совсем молодого человека, для которого мир человеческих отношений и характеров пока ещё равен воображению, фантазии об этом мире. Недаром и трагедия главного героя «Маскарада», Евгения Арбенина, это трагедия воображения, трагедия беспричинности. Арбенин становится убийцей своей жены Нины, потому что его воображение (при помощи стечения маловероятных обстоятельств) слишком убедительно рисует ему её измену. Арбенин и Нина любят друг друга, в их союзе нет оснований для разлада. Кроме одного: Арбенин, в отличие от Нины, обладает жизненным опытом. Опыт велит ему не доверять ничему, вернее, доверять только плохому, страшному, порочному. Вера Арбенина в этот опыт разрушает его собственную жизнь и обрекает Нину на смерть.
В версии режиссёра Филиппа Григорьяна «Маскарад» — это спектакль не только по пьесе Лермонтова, но и спектакль про Лермонтова — про то полудетское воспаление чувств и фантазии, которое превращает людей в чудовищ, желания в навязчивые идеи, поступки — в эксцессы. В этом «Маскараде» нет границы времен, 19-й и 21-й век существуют на равных, а героев можно обнаружить в картинной галерее, в студенческом общежитии, на мусорной свалке, в тюремной камере. Сюжет их жизни следует лермонтовскому тексту, но взгляд из дня сегодняшнего видит за трагическим пафосом лермонтовской фантазии совсем не фантастические характеры и совсем не романтичные смертельные коллизии. Это взгляд, который видит трагедию в самом насилии, а не в переживаниях по его поводу. И это история о том, как убийца и его жертва снова и снова оказываются наедине друг с другом, несмотря на все старания автора, который может вмешаться в ход событий, но не может его изменить.