Идиот. Разговор с артистами
Уникальность постановки в том, что к работе были приглашены сразу пять хореографов и семь композиторов. Это отвечало художественным задачам, которые стояли перед режиссером. Идея использовать потенциал молодых, значительно расширивших свои навыки участием в профессиональных сообществах и работой в заметных художественных проектах, происходила из замысла автора проекта Сергея Райника. На его взгляд более глубокое современное понимание сути романа даст дробление тела произведения на части, его препарирование и интерпретация с разных точек зрения. В этой творческой коллаборации приняли участие музыканты из Москвы, Минска, Санкт-Петербурга и Перми, которые выступили в тандеме с пермскими хореографами, написав каждый уникальный саундтрек для каждой части. Работа над балетом потребовала значительного временного отрезка. В целом было потрачено два года на осуществление проекта.
В качестве главных действующих лиц выбраны только четыре персонажа романа: Мышкин, Настасья Филипповна, Рогожин и Елизавета Прокофьевна Епанчина.
По форме спектакль представляет собой балет-сюиту, каждый эпизод связан общим лейтмотивом. Персонажи вычленяются из контекста времени романа. Действующие лица существуют не только в девятнадцатом веке, но перенесены будто бы в наши дни или даже обозримое будущее.
В этом перепеве «Идиота» смешивается прошлое и настоящее. На смену декорациям 19 века приходят современные образы. Режиссер придает особую значимость и делает главным образ Настасьи Филипповны. Ее роль это три ипостаси одного сильного характера. И для усиления впечатления эту партию исполняют три балерины. Их разность настолько очевидна, что вводит в заблуждение зрителя. Но строгое соответствие остальных героев не позволит отклониться от заданной темы. Сюжет остается бессменным: любовь во всех проявлениях. Автор превращает его в некий актуальный миф- фантасмагорию по мотивам Достоевского, увиденную с позиции команды молодых авторов.