Всеволод Мейерхольд: концептуализируя современность
О СОБЫТИИ
Всеволод Мейерхольд - единственный в своем роде пример режиссера и теоретика в одном лице. Его уникальной способностью было настойчивое желание и умение упаковывать собственные открытия в программные тексты и манифесты. Он видел объемно, строго и проницательно, писал и мыслил радикально и системно, стоя одной ногой в знании прошлого, а другой - в будущем. Рефлексии Мейерхольда, превращенные в тексты двухтомника “Мейерхольд Вс. Статьи, письма, речи, беседы” (1968), звучат и являются (а не кажутся) реальными пропусками в будущее - для тех, кто их читал при жизни режиссера, но и для нас, кто читает их ретроспективно, делая едва ли не на каждой странице новые полезные открытия. Методологически же этот талант к рефлексии кажется исключительно современным - ведь в сегодняшнем театре без теории и философии никуда не деться. Разберем отдельные тезисы, возможно, риторику, а главное - актуальность догадок и утверждений, порожденных практикой главного режиссера XX века, которому в этом феврале исполняется 150 лет.
КРИСТИНА МАТВИЕНКО (ЛЕКТОР)
Театровед, критик, куратор "Школы современного зрителя и слушателя" в Электротеатре Станиславский. Руководитель (совместно с Еленой Ковальской) магистратуры "Социальный театр" ГИТИС. Кандидат искусствоведения. Автор статей о театре, кино и современной культуре.