Наверх

Miludus: La Folie

Событие состоялось 21 июня, пт, 22:00
+7 (809) 300-80-60
500-5000
16+

Камерный концерт Miludus: La Folie. Сочинения Люлли, Верачини, Генделя, Джеминиани, Рамо.

«Люди неизбежно столь безумны, что было бы безумием впасть в иное безумие — не быть безумным». Так сказал Блез Паскаль, один из самых наблюдательных мыслителей XVII века. Безумие, la folie, пронизывало собой его турбулентную эпоху. Опустошительные религиозные войны и битвы за наследство сменялись короткими периодами затишья. По дорогам Европы в попытках обыграть судьбу странствовали авантюристы. Искусство нового века, начавшись историей сумасшествия Дон Кихота, с каждым годом все более пристально вглядывалось в темные глубины человеческих страстей: во власть безумия попадали Орландо и Геркулес, Генри Пёрселл выводил душевнобольных на сцену в своих песнях, а Уильям Хогарт заканчивал историю повесы долговой тюрьмой и утратой разума.

В центре концерта La Folie ансамбля Miludus — кантата «Лукреция» Георга Фридриха Генделя. Она сочинена во время пребывания композитора в Италии и написана на текст римского кардинала Бенедетто Памфили, чьему перу принадлежит также «Триумф Времени и Разочарования», премьера прошлогоднего Дягилевского фестиваля. «Лукреция» — фактически оперная сцена, в конденсированном виде излагающая историю добродетельной римлянки, которую изнасиловал царский сын. Не вынеся позора, она рассказала о случившемся мужу и заколола себя на его глазах. Музыка поначалу традиционно чередует речитативы с ариями da capo, но во второй половине кантаты выходит из берегов: неожиданные перемены темпа и короткие, рваные фразы выражают фатальное исступление героини.

Кантату окружают скрипичные сонаты двух итальянцев: Франческо Верачини и Франческо Джеминиани. Оба были выдающимися скрипачами, много путешествовали по Европе и встречались в Лондоне. Для скрипки оба писали музыку на пределе технических возможностей своей эпохи, изобретательную, экстравагантную и не всегда понятную современникам. В сонатах оба выглядят наследниками Арканджело Корелли, чьи сочинения в концертном стиле знаменуют собой начало высокого барокко. Их музыка не подражает пению и пользуется всеми преимуществами солирующего инструмента. Она динамична, богато орнаментирована и объединяет в единое целое виртуозные пассажи, танцевальные ритмы, контрапунктические упражнения и тонко варьируемые гармонические формулы.

Открывают и закрывают вечер арии двух классиков французского барокко: Жан-Батиста Люлли и Жан-Филиппа Рамо. Спектакли, откуда извлечены арии, объединяет желание героев преодолеть власть сложившегося социального порядка. Журден, протагонист «Мещанина во дворянстве», совместного спектакля Люлли и Мольера, — буржуа, который получил дворянский титул, но мечтает о недостижимом для него статусе наследственного аристократа. Нимфа Платея из оперы Рамо убеждена, что влюбленный Юпитер может вознести ее на более высокое место в божественной иерархии, чем написано ей на роду. Эпоха Старого порядка видела в таких заблуждениях опасное отступление от разума, граничащее с сумасшествием и достойное наказания. Люлли включает в комедию дивертисмент Наций и сочиняет арию, текст которой составлен из итальянских оперных клише о «сладостных муках любви» (два с лишним века спустя Рихард Штраус в «Кавалере роз» напишет на этот же текст пародию на арию Пуччини). В опере Рамо Безумие появляется на сцене как персонаж и рассказывает историю Дафны, отвергшей притязания Аполлона и превращенной в дерево: Купидон всегда мстит, и любовь жестока, когда он в ярости.

Жан-Батист Люлли (1632–1687)
Ария Di rigori armata il seno, 4-й выход, 5-й акт комедии-балета «Мещанин во дворянстве», LWV 43(1670)
Франческо Мария Верачини (1690–1768)
Соната для скрипки и бассо континуо ре минор, № 12 из сборника 12 Sonate Accademiche, op. 2 (до 1744)
Passagallo: Largo assai
Allegro ma non presto
Adagio
Ciaccona: Allegro ma non presto

Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Кантата La Lucrezia (O Numi eterni) для сопрано и бассо континуо фа минор, HWV 145 (1706)
Речитатив O Numi eterni!
Ария Già superbo del mio affanno
Речитатив Ma voi forse nel Cielo
Ария Il suol che preme
Речитатив Ah, che ancor nell’abisso и ариозо Alla salma in fedel porga
Речитатив A voi, padre, consorte и ариозо Già nel seno comincia

Франческо Джеминиани (1687–1762)
Соната для скрипки и бассо континуо ре мажор, № 1, H. 85 из сборника «12 сонат для скрипки», ор. 4 (1739)
Adagio
Allegro
Largo
Allegro assai

Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
Ария Безумия (La Folie) Aux langueurs d’Apollon из 2-го акта оперы-балета «Платея, или Ревнивая Юнона», RCT 53 (1745)

Ансамбль Miludus:
Мила Фраенова — вокал, скрипка
Иван Наборщиков — скрипка
Ольга Филиппова — клавесин
Марина Белова — теорба
Александр Гулин — виолончель

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Бах и немецкая романтика

25 июля, чт, 19:00
С концертной программой «Бах и немецкая романтика» выступит заслуженный артист России, профессор Московской консерватории, органист Алексей…
Подробнее

Клоун

27 июля, сб
Цирковой спектакль «Клоун» — грандиозный проект Российской государственной цирковой компании и Продюсерский центр Влада Гончарова Заслуженн…
Расписание 

Летняя встреча с маэстро

27 июля, сб, 17:00
Дорогие друзья! Лето вошло в свой звенящий зенит. Все поля и луга устилают бесконечные пышные ковры из цветов и трав. С первыми лучами сол…
Подробнее

Магия танго

27 июля, сб, 20:00
Приглашаем погрузиться в удивительный мир аргентинского танго на завораживающем концерте «Магия танго». Откройте для себя эмоциональную глу…
Подробнее

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!