ХХ век. Три великие сонаты и танго
Эта уникальная программа придумана выдающимся камерным музыкантом Алексеем Гориболем (фортепиано) для Павла Дашкина (виолончель, Новосибирск), талантливейшего виолончелиста, лауреата международных конкурсов, артиста, который покоряет невероятной глубиной интерпретаций произведений широкого стилистического спектра, обладающего яркой артистической индивидуальностью.
Совместная работа в ряде фестивальных проектов побудила музыкантов подготовить отдельную сверхсложную сольную программу. Она позволяет максимально раскрыться камерному дуэту Дашкин-Гориболь в величайших произведениях для виолончели и фортепиано ХХ века. Представленные в ней три сонаты — это своеобразный «конспект», «каталог» развития виолончельной музыки в ХХ веке.
Соната, op. 40 (1934) Дмитрия Шостаковича для виолончели и фортепиано посвящена Виктору Львовичу Кубацкому (1891–1970), ученику знаменитого русского виолончелиста А. А. Брандукова (1858–1930), которому посвящены Pezzo capriccioso Чайковского и Соната для виолончели и фортепиано Рахманинова. Прекрасный виолончелист и музыкальный деятель В. Л. Кубацкий выступал в ансамблях с выдающимися пианистами своего времени — А. Б. Гольденвейзером и К. Н. Игумновым. Посвященную ему Шостаковичем сонату, он исполнил в 1934 году вместе с автором.
Гениальный виолончелист Мстислав Растропович — это целая эпоха в развитии виолончельного искусства ХХ века. Ученик выдающихся советских музыкантов (Семена Козолупова, Виссариона Шебалина, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича) он был разносторонне одаренной личностью огромного масштаба. Он признавался, что на формирование его как музыканта огромное влияние оказали три композитора: Прокофьев, Шостакович и Бенджамин Бриттен. Ответным выражением профессионального преклонения и человеческой дружбы со стороны Б. Бриттена стала, посвященная Ростраповичу, Соната, op. 65 (1961) для виолончели и фортепиано.
Наталия Гутман (1942) — представитель звездного поколения советских исполнителей 60-х — 90-х годов. Аспирантуру она закончила у М. Л. Ростраповича. Огромная творческая дружба связывала Наталию Гутман со С. Рихтером, с которым она много выступала. Кроме него ее выдающимися партнерами были О. Каган, Э. Вирсаладзе, М. Аргерих, А. Любимовым, Ю. Башметом и мн. др. Наталии Гутман посвятили свои сочинения Э. Денисов, С. Губайдуллина, а также А. Шнитке, соната которого (No1, op. 129 (1978) прозвучит в концерте.
Своеобразным ярким эпилогом программы станет исполнение Le Grand Tango для виолончели и фортепиано (1982) Астора Пьяццоллы, посвященного прославленному русскому виолончелисту Мстиславу Ростроповичу.
Прикосновение к этим эпохальным виолончельным сочинениям, несущим в себе память о выдающихся виолончелистах и композиторах ХХ века, — это огромная ответственность, которая под силу музыкантам высочайшего уровня, какими без сомнения являются Павел Дашкин и Алексей Гориболь. Уверены, что прочтения музыкантами этих удивительных сочинений и общение через них со слушателями будет незабываемым.
В программе:
— Дмитрий Шостакович. Соната, op. 40 (1934), для виолончели и фортепиано. Посвящение Виктору Львовичу Кубацкому,( I. Allegro non troppo, II. Allegro, III. Largo, IV. Allegro);
— Бенджамин Бриттен. Соната, op. 65 (1961), для виолончели и фортепиано. Посвящение Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу ( I. Диалог: Allegro, II. Скерцо пиццикато: Allegretto, III. Элегия: Lento, IV. Марш: Energico, V. Вечное движение: Presto);
— Альфред Шнитке. Соната No1, op. 129 (1978), для виолончели и фортепиано. Посвящение Наталии Григорьевне Гутман ( I. Largo II. Presto III. Largo).
Алексея Гориболя называют один одним из лучших российских камерных музыкантов, "мастером переплетать красивые идеи и жанры, устанавливать связи между временами". За каждым из его многочисленных творческих проектов стоит очень личное, осмысленное и прочувствованное отношение к материалу.
Гориболь — первый исполнитель многих сочинений современных композиторов: Леонида Десятникова, Александра Чайковского, Георгия Пелециса, Владимира Мартынова, Павла Карманова, Владимира Раннева, Алексея Айги, Сергея Ахунова. Среди его инициатив — концептуальные программы, созданные на стыке музыки, театра, поэзии, с участием Светланы Крючковой, Данилы Козловского, Ксении Раппопорт, Сати Спиваковой, Владимира Кошевого и других известных артистов. Многолетнее сотрудничество Гориболя с Фондом Микаэла Таривердиева вылилось в статус эксклюзивного исполнителя музыки композитора.