Наверх

Павел Милюков и Вадим Руденко. Франк, Брамс

Павел Милюков и Вадим Руденко. Франк, Брамс Добавить в свой календарь

Павел Милюков и Вадим Руденко. Франк, Брамс

Событие состоялось 27 июня, чт, 18:00
Филармония. Большой зал , ул. Куйбышева, 14
+7 (342) 235-10-20
6+

Скрипач Павел Милюков и пианист Вадим Руденко сыграют программу из двух сочинений, принадлежащих к вершинам камерной музыки позднего романтизма. Технически изощренные и композиционно сложные, скрипичные сонаты Сезара Франка и Иоганнеса Брамса вмещают в себя широкий круг образов и эмоциональных состояний и предъявляют высокие требования как исполнителям, так и слушателям.

Франк сочинил свою единственную сонату летом 1886 года, в возрасте 63 лет. Соната была подарком к свадьбе Эжена Изаи — молодого бельгийца (как и Франк, уроженца Льежа), стремительно приближавшегося к статусу первого скрипача Европы. Сам Франк был в то время уважаемым органистом, но малоизвестным композитором — почти все сочинения, сделавшие его знаменитым, он написал в последние годы жизни. Получив рукопись утром в день свадьбы, уже вечером Изаи сыграл сонату для гостей — а через несколько месяцев дал публичную премьеру в Брюсселе, ставшую одним из немногих прижизненных композиторских триумфов Франка. В письме к автору солист обещал играть сонату «везде, где я найду пианиста, который будет также и артистом», и сдержал обещание. Помня об обстоятельствах появления сонаты, он, по собственным словам, всегда исполнял её con amore.

В глазах ближайших друзей и почитателей Франк был единственным подлинным наследником Бетховена, автором эталонных «циклических композиций» — в них музыка возникает из нескольких начальных ячеек, а темы постепенно прорастают, трансформируются и возвращаются в измененном виде в следующих частях. Соната Франка живёт динамичной внутренней жизнью: гармония движется в ней неочевидными путями, бурные и безмятежные образы сменяют друг друга, а лирические монологи скрипки звучат в сопровождении одной из самых виртуозных партий фортепиано в истории камерной музыки. В «Поисках утраченного времени» Марселя Пруста соната Франка служит моделью для произведения одного из главных героев книги, вымышленного композитора Вентейля. Пруст знал, что музыка способна вызывать непроизвольную память; за перипетиями сонаты Франка он наверняка слышал неразгаданный ностальгический сюжет, который служит залогом любви к этой музыке всё новых поколений слушателей.

Брамс начал сочинять свою третью сонату для скрипки тем же летом, что и Франк, но закончил только через два года. К этому моменту он уже сочинил все симфонии и концерты и углублялся в интровертный мир своих поздних опусов. Тональность ре минор Брамс редко использовал для крупных сочинений — но именно в ре миноре он пишет особенно драматичную и серьезную музыку. Подобная музыка есть и в сонате. Она вызывает в памяти ранний брамсовский период «бури и натиска», но компактность, концентрация и экономия средств выдают руку опытного мастера. Как часто бывает у позднего Брамса, музыка с первых тактов включает нас в напряженный интеллектуальный сюжет, будто подхватывая начатую ранее мысль. Образы сонаты укрыты за её рафинированной звуковой формой и не всегда поддаются однозначной расшифровке. Эта многозначность привлекала публику — третья часть, где танцевальность, сарказм и оттенки фантастики смешаны в сложной пропорции, стала фаворитом у первых слушателей; не раз её бисировали по их требованию. Критики хвалили музыку сонаты за «глубокие эмоции без следа сентиментальности, остроумие без самовосхваления и своеобразие без аффектации» — проще говоря, за сдержанность и уравновешенность во всём. Что больше подходит нынешнему времени — экспансивная мелодичность Франка или обернутая в технические головоломки интровертная лирика Брамса? Выбрать предстоит нам.

Исполнители:
Павел Милюков — скрипка;
Вадим Руденко — фортепиано.

Программа:
Сезар Франк (1822–1890) — Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, FWV 8 (1886);
Allegretto ben moderato;
Allegro;
Recitativo-Fantasia (ben moderato);
Allegretto poco mosso;
Иоганнес Брамс (1833–1897) — Соната для скрипки и виолончели № 3 ре минор, ор. 108 (1886–1888);
Allegro;
Adagio;
Un poco presto e con sentimento;
Presto agitato.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Иллюзионное шоу клоунов

29 сентября, вс, 12:00
«Иллюзионное шоу клоунов» — это весёлая и удивительная игра, наполненная смешными шутками и фокусами, жонглированием и пантомимой, красочны…
Подробнее

Тропик-шоу

29 сентября, вс, 13:00
Самое летнее приключение! Путешествие в тропики! Тропики в цирке! Затаив дыхание, отправляемся в долгожданное путешествие под руководство…
Подробнее

Осень золотая. Прикамский народный хор

29 сентября, вс, 18:00
Прикамский народный хор – один из старейших самодеятельных коллективов Западного Урала, многократный лауреат и дипломант городских, краевых…
Подробнее

Znaki

29 сентября, вс, 19:00
Пермь, ZNAKI 29 сентября будут ждать встречи с вами в Ё-баре. Хиты, которые слышал каждый!
Подробнее

Александр Серов

30 сентября, пн, 19:00
Народный Артист России Александр Серов — яркий, талантливый певец и музыкант, поэт, композитор и аранжировщик, прекрасно играющий на рояле …
Подробнее

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!