Наверх

Павел Милюков и Вадим Руденко. Франк, Брамс

Павел Милюков и Вадим Руденко. Франк, Брамс Добавить в свой календарь

Павел Милюков и Вадим Руденко. Франк, Брамс

Событие состоялось 27 июня, чт, 18:00
Филармония. Большой зал , ул. Куйбышева, 14
+7 (342) 235-10-20
6+

Скрипач Павел Милюков и пианист Вадим Руденко сыграют программу из двух сочинений, принадлежащих к вершинам камерной музыки позднего романтизма. Технически изощренные и композиционно сложные, скрипичные сонаты Сезара Франка и Иоганнеса Брамса вмещают в себя широкий круг образов и эмоциональных состояний и предъявляют высокие требования как исполнителям, так и слушателям.

Франк сочинил свою единственную сонату летом 1886 года, в возрасте 63 лет. Соната была подарком к свадьбе Эжена Изаи — молодого бельгийца (как и Франк, уроженца Льежа), стремительно приближавшегося к статусу первого скрипача Европы. Сам Франк был в то время уважаемым органистом, но малоизвестным композитором — почти все сочинения, сделавшие его знаменитым, он написал в последние годы жизни. Получив рукопись утром в день свадьбы, уже вечером Изаи сыграл сонату для гостей — а через несколько месяцев дал публичную премьеру в Брюсселе, ставшую одним из немногих прижизненных композиторских триумфов Франка. В письме к автору солист обещал играть сонату «везде, где я найду пианиста, который будет также и артистом», и сдержал обещание. Помня об обстоятельствах появления сонаты, он, по собственным словам, всегда исполнял её con amore.

В глазах ближайших друзей и почитателей Франк был единственным подлинным наследником Бетховена, автором эталонных «циклических композиций» — в них музыка возникает из нескольких начальных ячеек, а темы постепенно прорастают, трансформируются и возвращаются в измененном виде в следующих частях. Соната Франка живёт динамичной внутренней жизнью: гармония движется в ней неочевидными путями, бурные и безмятежные образы сменяют друг друга, а лирические монологи скрипки звучат в сопровождении одной из самых виртуозных партий фортепиано в истории камерной музыки. В «Поисках утраченного времени» Марселя Пруста соната Франка служит моделью для произведения одного из главных героев книги, вымышленного композитора Вентейля. Пруст знал, что музыка способна вызывать непроизвольную память; за перипетиями сонаты Франка он наверняка слышал неразгаданный ностальгический сюжет, который служит залогом любви к этой музыке всё новых поколений слушателей.

Брамс начал сочинять свою третью сонату для скрипки тем же летом, что и Франк, но закончил только через два года. К этому моменту он уже сочинил все симфонии и концерты и углублялся в интровертный мир своих поздних опусов. Тональность ре минор Брамс редко использовал для крупных сочинений — но именно в ре миноре он пишет особенно драматичную и серьезную музыку. Подобная музыка есть и в сонате. Она вызывает в памяти ранний брамсовский период «бури и натиска», но компактность, концентрация и экономия средств выдают руку опытного мастера. Как часто бывает у позднего Брамса, музыка с первых тактов включает нас в напряженный интеллектуальный сюжет, будто подхватывая начатую ранее мысль. Образы сонаты укрыты за её рафинированной звуковой формой и не всегда поддаются однозначной расшифровке. Эта многозначность привлекала публику — третья часть, где танцевальность, сарказм и оттенки фантастики смешаны в сложной пропорции, стала фаворитом у первых слушателей; не раз её бисировали по их требованию. Критики хвалили музыку сонаты за «глубокие эмоции без следа сентиментальности, остроумие без самовосхваления и своеобразие без аффектации» — проще говоря, за сдержанность и уравновешенность во всём. Что больше подходит нынешнему времени — экспансивная мелодичность Франка или обернутая в технические головоломки интровертная лирика Брамса? Выбрать предстоит нам.

Исполнители:
Павел Милюков — скрипка;
Вадим Руденко — фортепиано.

Программа:
Сезар Франк (1822–1890) — Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, FWV 8 (1886);
Allegretto ben moderato;
Allegro;
Recitativo-Fantasia (ben moderato);
Allegretto poco mosso;
Иоганнес Брамс (1833–1897) — Соната для скрипки и виолончели № 3 ре минор, ор. 108 (1886–1888);
Allegro;
Adagio;
Un poco presto e con sentimento;
Presto agitato.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Лариса Латышова

1 ноября, пт, 19:00
Органистка Лариса Латышова — лауреат международных конкурсов. В 1993 году окончила с отличием Алма-Атинскую консерваторию имени Курмангазы …
Подробнее

Дело молодых. От Шостаковича до Шестакова

1 ноября, пт, 19:00
Программа «Дело молодых. От Шостаковича до Шестакова». Союз композиторов России и Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) проводят н…
Подробнее

Артур Руденко

1 ноября, пт, 19:00
Артур Руденко – уже состоявшаяся звезда в жанре лиричной, пронзительной, наполненной любви к женщине песни. Подтверждение этому – сотни тыс…
Подробнее

Black Magic

1 ноября, пт, 19:00
Новое шоу трëх пермских иллюзионистов Black Magic. Вас ждëт волшебный вечер, наполненный иллюзией, эмоциями и юмором! Команда фокусников B…
Подробнее

Ансамбль «Иваны»

1 ноября, пт, 19:00
Ансамбль «Иваны» — это талантливые молодые люди, которые объединились для того, чтобы дарить людям радость и хорошее настроение. В состав а…
Подробнее

Сергей Куренков

1 ноября, пт, 19:00
Сергей Куренков популярный автор и исполнитель, многократный лауреат премии «Шансон года», неисправимый романтик, искренне верящий в то, чт…
Подробнее

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!