Открытие фестиваля «Владимир Спиваков приглашает...»
В программе:
1 отделение
Людвиг ван Бетховен — Концерт № 5 для фортепиано с оркестром;
Модест Мусоргский — «Ночь на Лысой горе».
2 отделение
Дмитрий Шостакович — Симфония № 9.
XV Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...» откроется концертом, посвящённым симфонической музыке Бетховена, Мусоргского и Шостаковича.
В программе вечера — фортепианный концерт № 5 Бетховена, симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» Мусоргского и Симфония № 9 Шостаковича.
Фестивальный вечер начнётся с музыки великого немецкого композитора. Для Владимира Спивакова и его коллектива Людвиг ван Бетховен — один из наиболее любимых авторов, его произведения вошли в репертуар НФОР с самого первого сезона, а в 2020 году маэстро посвятил 250-летию со дня рождения композитора большой концертный цикл.
Прозвучит Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Ми-бемоль мажор — жемчужина классической музыки. Самый грандиозный концерт Бетховена! Он захватывает и очаровывает музыкальной глубиной и фортепианной виртуозностью.
Концерт сочинялся в трудные годы наполеоновских войн. Бетховен стал свидетелем сдачи Вены в мае 1809 года. Композитор писал своему издателю: «Кругом разрушение и опустошение! Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий...». Премьеру концерта пришлось надолго отложить. Она состоялась 11 декабря 1811 года в Лейпциге. Концерт сразу же окрестили «Большим», а также «Императорским». Он действительно «Большой» — по непривычному для того времени размеру, по масштабности содержания, героической насыщенности музыки, по небывалой оркестровой мощи, энергии и виртуозному размаху сольной партии. И он, по праву, может называться «Император», являясь одним из коронных произведений всей фортепианной литературы.
Концерт безумно труден и требует высочайшего мастерства пианиста. Состоит из трёх частей. В захватывающей 1-й части короткие затишья взрываются бурными пассажами рояля и громом всего оркестра. 2-я часть обезоруживает нежностью, мелодия неземной красоты льётся божественным светом. Финал, в котором важную роль играют победные литавры, поражает энергией, эмоциональной порывистостью и виртуозным блеском. Партию солирующего фортепиано исполнит заслуженная артистка России Екатерина Мечетина.
В исполнении НФОР прозвучит всемирно известная симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» Мусоргского — величайшего композитора, которым гордится русская культура. Модест Петрович Мусоргский равен самым великим творцам в истории человечества, таким как Микеланджело, Бах или Шекспир. К какому бы жанру он ни обращался, везде сказал свежее слово, везде оставил непревзойдённые образцы высокого искусства.
Музыкальная картина «Иванова ночь на Лысой горе» была написана в 1867 году, всего за 12 дней. Получился образец потрясающей «демонической музыки». Мусоргский гордился тем, что сочинение получилось «российским» и «самобытным», что «форма его подсказана не европейскими образцами, а стремлением живо и красочно передать особенности замысла».
Фантазия для симфонического оркестра, созданная на необычный сюжет шабаша ведьм, ни разу не была исполнена при жизни композитора и многократно им переделывалась. Уже после смерти Мусоргского, Римский-Корсаков, сохранив всё лучшее, что было у автора, сделал свою редакцию и завершил цельную композицию. Версия Римского-Корсакова впервые была исполнена в 1886 году в Санкт-Петербурге. В наши дни исполняются обе версии — авторская и Римского-Корсакова. Владимир Спиваков для этого концерта выбрал оркестровую редакцию Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Надо отметить, что в марте 2024 года исполнилось 180 лет со дня рождения Римского-Корсакова и 185 лет со дня рождения Мусоргского. Известность этих русских музыкальных гениев давно перешагнула пределы России. Они оба принадлежали к петербургскому содружеству, которое вошло в историю под названием «Могучая кучка». Их музыка и в наше время живёт под девизом, который выдвинула «Могучая кучка»: «Вперёд, к новым берегам!».
Концерт завершится музыкой Шостаковича. «Дмитрий Дмитриевич — летописец», — говорит маэстро Спиваков, — «Его творения отразили, как в зеркале, своё время, но глубина этой музыки делает её актуальной в любые времена». В 2015 году по инициативе Владимира Спивакова был установлен первый в Москве памятник Дмитрию Шостаковичу.
Симфония № 9 ми-бемоль мажор написана Шостаковичем в 1945 году, сразу после войны. Впервые прозвучала 3 ноября 1945 года в исполнении Ленинградского филармонического оркестра под управлением дирижёра Евгения Мравинского. Девятая симфония удивила современников необычностью своей концепции и вызвала противоречивые настроения. Сам композитор определил своё творение как «вздох облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее».
Произведение было задумано Шостаковичем как монументальная ода победителям, как большая симфония с хором по образцу Девятой симфонии Бетховена. Однако замысел был впоследствии пересмотрен и, вместо грандиозного полотна с хоровым финалом, Шостакович создал ироничное, лишённое героического пафоса, полное безмятежности и лирики, миниатюрное (по меркам классической симфонии) сочинение продолжительностью не более 25 минут.
От Шостаковича ждали симфонию-триумф, что-то эпичное и монументальное, а он создал произведение изяществом и стройностью напоминающее «Классическую симфонию» Прокофьева. Последовало очередное обвинение композитора в формализме, и Девятая симфония вместе с другими произведениями Шостаковича оказалась под запретом на несколько лет.
При всей кажущейся беззаботности, Девятая симфония — вовсе не легковесный опус. Простота и жизнерадостность в ней балансируют на грани гротеска, а лирика переплетается с драматизмом. Не случайно концепция симфонии, как и отдельные интонации, вызывают в памяти Четвертую симфонию Малера.
Национальный филармонический оркестр России под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова в 2023 году отметил своё 20-летие. С момента основания оркестра его возглавляет всемирно известный скрипач и дирижёр, народный артист СССР Владимир Спиваков. В 2006 году за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» Владимир Спиваков был признан «Артистом мира ЮНЕСКО», а в 2009 году награждён золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. НФОР завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Оркестр неоднократно гастролировал в США, Западной Европе, Японии, Китае, странах СНГ и Балтии. Высочайшая культура исполнения, неординарные программы и безупречный выбор солистов — все эти качества отличают маэстро Спивакова и созданный им коллектив.
Заслуженная артистка России Екатерина Мечетина — пианистка, выпускница Московской консерватории, лауреат Молодёжной премии «Триумф» и семи престижных международных конкурсов, лауреат Премии Президента Российской Федерации. С 2007 года — солистка Московской государственной филармонии. С 2009 года преподаёт в Московской консерватории (с 2020 года — доцент). Безупречное мастерство, яркая творческая индивидуальность, харизматичность, удивительное артистическое обаяние пианистки покорили публику во многих уголках мира. Екатерина Мечетина не только феноменальный виртуоз, но зрелый и очень глубокий музыкант с огромным сценическим опытом.