Симфоническая музыка
Купить билет через:
Исполнители:
Государственный академический симфонический оркестр России им. Светланова;
Дмитрий Синьковский — дирижёр.
Программа:
Дмитрий Шостакович — Симфония № 7 «Ленинградская»;
Морис Равель — «Болеро».
В программе возможны изменения.
9 августа 1942-го года. Несмотря на опасность авиаударов, в Большом зале филармонии включён свет, хрусталь люстр сверкает пронзительно и торжественно. Звучит 7-я симфония Шостаковича. Она транслируется из переполненного зала на улицы блокадного Ленинграда и за его пределы; безопасность музыкантов и слушателей обеспечивает огонь артиллерии Ленинградского военного округа... Этот концерт в осажденном городе стал символом подлинного мужества и силы духа.
Легендарная «Ленинградская» симфония прозвучит в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России им. Светланова. Дирижёр — Дмитрий Синьковский. В программе выступления Оркестра — 7-я симфония Дмитрия Шостаковича и Болеро Мориса Равеля.
7-я симфония, посвящённая композитором родному городу, признана величайшей партитурой ХХ века. А само имя Шостаковича для широкой аудитории оказалось навсегда спаяно со «знаменитой ленинградкой», — так назвала симфонию Анна Ахматова.
Первые наброски произведения композитор сделал в городе на Неве ещё до войны, а завершил в конце 1941 года уже в Куйбышеве — в эвакуации. Там же, 5 марта 1942 года симфонию впервые исполнил оркестр Большого театра под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Концерт транслировался всеми радиостанциями Советского Союза. Следующие исполнения произошли в Москве, Новосибирске, Лондоне, Нью-Йорке. Но главная премьера была ещё впереди...
В том, что Симфония № 7 должна прозвучать в блокадном Ленинграде, убедил всех главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Ильич Элиасберг. В июле 1942-го партитура специальным самолётом была доставлена в осажденный город и начались репетиции. Чтобы исполнить симфонию, требовалось около восьмидесяти музыкантов, а в оркестре радиокомитета многие из оркестрантов умерли от голода, а способных держать инструменты осталось всего 15 человек. Музыкантов разыскивали и в городе, и на ближайших передовых. С миру по нитке — так был создан этот, не имеющий аналогов, оркестр.
В истории музыки много удивительных событий. Однако, никогда и нигде не случалось ничего столь драматичного и возвышенного, как исполнение 7-ой симфонии Шостаковича в окруженном фашистами Ленинграде.
Карл Ильич Элиасберг вспоминал: «И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума, добра и человечности победили».
«Я навсегда сохраню чувство глубочайшей благодарности к вам, восхищение вашей преданностью искусству, вашим артистическим и гражданским подвигом», — писал Шостакович в адрес героического оркестра.
Концертный вечер продолжит самое знаменитое «Болеро».
1928 год. Французский композитор Морис Равель совершает большое турне по США. В Нью-Йорке происходит его встреча с балериной Идой Рубинштейн. Танцовщица составляла тогда достойную конкуренцию Анне Павловой и Наталье Трухановой. Она лично попросила Равеля написать музыку, которая помогла бы ей выразить себя ещё ярче. По возвращению с гастролей, Морис принялся за работу. Работалось композитору легко, и пьеса родилась довольно быстро. 22 ноября 1928 года — Парижская Гранд-Опера, декорации Александра Бенуа, хореография Вацлава Нижинского. На сцену в туфлях на каблуках вышла гордая, независимая, страстная женщина Ида Рубинштейн... В этот вечер впервые звучало «Болеро» Мориса Равеля. Постановка прошла с огромным успехом.
Балет озаглавлен по названию популярного испанского танца, исполняемого обычно под аккомпанемент кастаньет. Сам композитор писал: «В 1928 году, по просьбе госпожи Рубинштейн, я сочинил Болеро для оркестра. Это танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причём ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо».
Музыкальная структура произведения необычайно строга: основная мелодия (тема) и аккомпанемент представлены в двух различных секциях, которые повторяются множество раз с постепенно нарастающей интенсивностью. Максимизирован эффект нарастания звука, начиная с тихого, почти медитативного начала и постепенно достигая мощного фортиссимо. Каждый новый вход инструмента прибавляет сложности и интенсивности, в то время как основная мелодия остаётся неизменной, что создаёт гипнотический эффект.
Оркестровые приёмы Равеля, его композиционный замысел «Болеро» повторил Дмитрий Шостакович в эпизоде «нашествия» 7-ой симфонии. «Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю «Болеро» Равеля, — признавался Дмитрий Шостакович, — Пусть упрекают, а я так слышу войну».
Государственный академический симфонический оркестр России им. Светланова (ГАСО) — один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 года ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением А. Гаука и Э. Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). С августа 2024 года его художественным руководителем является Филипп Чижевский. В 2005 году коллективу было присвоено имя Е.Ф. Светланова.