Её величество, скрипка
Они познакомились в 1781 и очень подружились, несмотря на разницу в возрасте. Вместе играли на квартетных вечерах. Гайдн всегда и всем говорил, что считает Моцарта величайшим гением. А Моцарт относился к Гайдну с почтением и благоговением, как к великому музыканту и учителю; посвятил ему шесть больших квартетов, подчёркивая, что именно у него научился их писать. Это обстоятельство тем более замечательно, что Йозефа Гайдна тогда ещё не признавали в Вене, и популярность он завоевал позднее, когда Моцарта уже не было в живых. В конце 1790-го года Моцарт провожал Гайдна в Лондон со слезами, уверенный, что больше им не суждено будет свидеться. И не ошибся. Старик Гайдн пережил своего молодого друга и оплакал его преждевременную кончину.
Гайдн и Моцарт — великие представители венской школы, виртуозно владеющие разнообразными стилями музыки и приёмами композиции. Они заложили основы классической музыки — музыки высокого стиля, в которой серьёзность органически сочетается с весельем, эмоциональное — с рациональным; а свободный полёт фантазии — с ясностью и стройностью формы. Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью. Музыка Гайдна — это почти всегда очень светлые, лёгкие и мажорные мелодии, проникнутые ритмами и интонациями австрийского фольклора. А Моцарт — это неподражаемые сочинения, полные душевной чуткости, поэтичности, тонкого изящества и филигранной отточенности.
«Моцарт XIX столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», — сказал о Феликсе Мендельсоне его соотечественник, немецкий композитор Роберт Шуман. Творческие судьбы Моцарта и Мендельсона очень похожи. Оба композитора были известными вундеркиндами в истории музыки. Жизненный путь обоих был краток, а вклад в мировое музыкальное наследие — огромен. В музыке Мендельсона сохраняются традиции великих классиков, но уже присутствует яркая свежесть романтизма. Мендельсон преклонялся перед Моцартом, черпая в его творчестве идеалы человечности и художественной красоты.
Концерт откроет произведение потрясающей красоты — Адажио и Фуга до минор для струнного оркестра KV.546 Вольфганга Амадея Моцарта. Моцарт, очарованный музыкой эпохи барокко, интенсивно изучал произведения старых мастеров. В 1783 году, подражая полифоническому стилю И.С. Баха, венский классик написал строгую по форме, четырёхголосную фугу до минор K.426 для двух клавиров. Через 5 лет он переложил её для струнных инструментов, добавив к фуге короткое, но прекрасное Адажио. В этом таинственном драматичном произведении Моцарта чередуются совершенно разные настроения, проявляя порой мистический характер: мощные грандиозные ритмы сменяются нежным плачем и неземной тишиной.
Далее, слушателям предстоит насладиться умиротворяющей музыкой Йозефа Гайдна. Она и печальна, и весела, и изыскана. Гайдн внёс огромный вклад в скрипичную музыку. Он создал выдающиеся образцы скрипичной сонаты и сольного концерта. Прозвучит его концерт для скрипки с оркестром Соль мажор. Это произведение восхищает глубиной содержания, мастерством формы, и яркостью использования скрипки.
Музыкальный вечер завершит прелестный и виртуозный концерт для скрипки и струнных ре минор Феликса Мендельсона. Любимый скрипачами и слушателями, по-моцартовски озарённый концерт был написан гениальным 13-летним мальчиком. Произведение долгое время пребывало в сравнительном забвении. Своему возрождению концерт обязан великому музыканту, одному из лучших скрипачей 20 века Иегуди Менухину. В 1952 году он исполнил этот концерт в легендарном зале Карнеги-холл. В концерте три части: динамичная 1-я, лирическая 2-я и весёлый финал с венгерскими танцами. Мендельсону удалось создать удивительный микс из полутора сот лет музыки: позднее барокко перекликается с строгостью форм классицизма и красочными виртуозными вставками романтизма.
Гайк Казазян — один из самых востребованных и известных скрипачей своего поколения, лауреат многих престижных российских и международных конкурсов, в том числе Международного конкурса им. Чайковского. Выпускник Московской консерватории им. Чайковского, учился у всемирно известного скрипача Эдуарда Грача. Стажировался у Ицхака Рашковского в Королевском колледже музыки в Лондоне. С 2002 года — солист Московской филармонии, с 2008-го преподаёт в Московской консерватории. С неизменным успехом выступает по всему миру, покоряя публику виртуозно отточенной техникой и тонкой музыкальностью.
Камерный оркестр B-A-C-H был создан в 1990 году. Под управлением талантливого дирижёра Николая Усенко оркестр объединяет в своём составе несколько поколений лучших музыкантов города Екатеринбурга, здесь молодёжь творит вместе с признанными мастерами. Оркестр с большим успехом гастролирует по всему миру. Обширный репертуар, высочайший исполнительский уровень, сотрудничество с музыкантами мирового масштаба сделали оркестр В-А-С-Н признанным в России и Европе. В 2004 году оркестр запатентовал Международное название The Soloists of Russia — «Солисты России».
Исполнители:
Екатеринбургский камерный оркестр B-A-C-H;
Усенко Николай — дирижёр;
Лауреат международных конкурсов Казазян Гайк — скрипка.
Программа:
В. Моцарт — Адажио и фуга до минор KV 546;
Й. Гайдн — Концерт № 4 для скрипки с оркестром Соль мажор;
Ф. Мендельсон-Бартольди — Концерт для скрипки с оркестром ре минор.