Я, Господи, творение твоё
Литературно-музыкальная композиция «Я, Господи, творение твоё...» — это совместный проект двух мастеров сцены — театральной и музыкальной.
Народный артист России Евгений Князев (художественное слово) и заслуженная артистка России Светлана Бережная (орган, фортепиано, клавесин) приглашают на музыкально-поэтический вечер.
В программе вечера прозвучат произведения величайших творцов эпохи барокко: английского поэта Джона Донна и немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — гений, творивший в эпоху барокко, непревзойдённый мастер полифонии, «соединивший в своём творчестве всё то, что на протяжении многих веков накапливала европейская музыкальная культура». Процесс освоения баховского наследия бесконечен, как бесконечен сам Бах — неиссякаемый источник самых высоких переживаний человеческого духа.
Джон Донн (1573–1631) — выдающийся поэт и проповедник, настоятель лондонского собора Святого Павла, яркий представитель литературы английского барокко. Священник, мистик, философ, алхимик, автор любовных стихов, элегий, сонетов, эпиграмм, а также религиозных проповедей. Джон Донн бескомпромиссно отвергал всё, что не вело к познанию высшей правды. Он был человеком, который не боялся смерти, потому что считал, что это никакой не конец, а долгожданный момент обновления и исцеления; и тем, кто познал большую любовь, уже ничего не страшно. Его произведения не издавались при жизни и распространялись только в рукописях, сам Донн не хотел их публиковать. Первая книга вышла лишь в 1633 году.
Обращением к зрителям в зале: «Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе» заканчивается музыкально-поэтический вечер.
Народный артист России Евгений Князев — ведущий актёр Государственного академического театра имени Вахтангова, профессор, ректор театрального института им. Щукина, лауреат Государственной премии. В 1982 году окончил Театральное училище имени Бориса Щукина (курс Л.В. Ставской).
Евгений Князев хорошо известен по огромному количеству фильмов и сериалов, мы знаем его по роли Вольфа Мессинга в нашумевшем телесериале. Однако, в первую очередь, он блестящий театральный актёр. Он обладает уникальным актёрским дарованием — подвижной психофизикой, ярким темпераментом, выразительной пластикой, невероятной энергетикой и мощной харизмой, кумир многочисленных зрителей, сыграл на родной сцене более 30 ролей. Его работы снискали признание не только среди многочисленных его почитателей, но и среди строгих театральных критиков.
Заслуженная артистка России Светлана Бережная широко известна как талантливый интерпретатор фортепианной и органной классики в России, странах Европы и Америки. Окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных по классу фортепиано, Казанскую государственную консерваторию им. Жиганова и аспирантуру по классам органа и клавесина. Стажировалась как органистка в Брабантской консерватории (Тилбург, Нидерланды). В репертуаре солистки 27 концертов для фортепиано, органа и клавесина с оркестром — от Баха и Моцарта до Рахманинова и Горецкого; 32 сольные программы — от эпохи Возрождения до модерна. Выступала в самых известных концертных залах и кафедральных соборах мира: Большой и Малый залы Московской консерватории, Концертный зал «Мариинский», Санкт-Петербургская филармония им. Шостаковича, Кафедральный собор Парижа Нотр-Дам де Пари, Кафедральный собор Святого Стефана (Вена), Кафедральный собор Сан-Фернандо (США, Сан-Антонио) и другие. В настоящее время — художественный руководитель, пианист и титулярный органист Северо-Кавказской государственной филармонии им. Сафонова.
Исполнители:
Народный артист России Евгений Князев — художественное слово;
Заслуженная артистка России Светлана Бережная — орган, фортепиано, клавесин.
Программа:
Токката и фуга ре минор BWV565 (только токката) — орган;
Джон Донн — «По ком звонит колокол», «Я — микрокосм, искуснейший узор...»;
Хоральная прелюдия Nun Komm der Heiden Heiland BWV659 — орган;
Джон Донн — «Бог» («Создав меня, не сам ли ввергнешь в прах?»);
Иоганн Себастьян Бах — А. Зилоти — Прелюдия си минор;
Джон Донн — «Плен» («Я, Господи, — творение твоё»), «Сонет XII» («Зачем у нас — все твари в услуженье?»);
Прелюдия до минор ХТК 1 том;
Хоральная прелюдия Jesu, Meine Freude BWV 227 из кантаты 147;
Джон Донн — «Песня» («О, не печалься, ангел мой»);
Preludium es Moll ХТК 1 том;
Джон Донн — «Лекция о тени» («Постой — и краткой лекции внемли»), «Шторм» («Тебе — почти себе, зане с тобою»);
Прелюдия и фуга до минор BWV 590;
Джон Донн — «Шторм» («И волны вспучили морскую гладь»);
Итальянский концерт II часть — клавесин;
Джон Донн — «Штиль» («Улегся гнев стихий»), «Сонет» («Спектакль окончен»);
Хоральная прелюдия Aus der Tiefe Rufe Ich" BWV745;
Джон Донн — «Сонет» («Ужель Ты сотворил меня для тленья?»);
Хоральная прелюдия Liebster Jesu, Wir Sind Hier BWV731;
Джон Донн — «Срок» («Не спи, моя душа, — молись и кайся»);
Пассакалия ре минор BWV Ah 1061 — орган;
Джон Донн — «Мир» («Я — малый мир»);
Пастораль фа мажор III ч (adagio) — орган;
Джон Донн — «Грань» («Последний акт, прожитой мною драмы»), «Смерть» («Старуха смерть, собой гордишься зря»);
Токката и фуга ре минор BWV565 (только фуга);
Джон Донн — «По ком звонит колокол».