Варвара Мягкова. Бах, Рахманинов, Дебюсси, Метнер, Ахунов, Карманов
Варвара Мягкова — яркий феномен последнего времени. «Открыл» Варвару Мягкову пианист Борис Березовский, пригласивший её выступить на своем фестивале «Летние вечера в Елабуге». С 2019 года её сольная карьера стремительно развивается.
Откроет программу Увертюра во французском стиле Иоганна Себастьяна Баха — одна из тех сюит, на которых учатся юные пианисты.
Две миниатюры, созданные в 2023 году композитором Сергеем Ахуновым, в его мечтательном авторском духе, мягко избегающем любых стилевых ограничений, станут сердцевиной первого отделения концерта.
Завершит его опус современного московского композитора Павла Карманова «Шуманиана» — своего рода коллаж из фрагментов Третьей фортепианной сонаты Роберта Шумана, написанный по заказу Алексея Любимова. Первый исполнитель пьесы, вынужденный несколько раз редактировать экстремально сложный текст, называл её «шумановским Флорестаном, зараженным лихорадкой и безумием».
Во втором отделении концерта Варвара Мягкова фокусируется на фортепианной классике зрелого и позднего романтизма. Четыре баллады Иоганнеса Брамса написаны в самом начале его творческого пути, на пике привязанности к пианистке и композитору Кларе Шуман. Бардический стиль пьес с открытыми квинтами и октавами, простыми гармониями вызывают ощущение связи юноши, очарованного жизнью и любовью, с мифологическим прошлым.
«Соната-воспоминание» из цикла «Забытые мотивы» Николая Метнера также пестует связь с прошлым, но в совершенно другом, меланхолическом ключе. Одно из самых часто исполняемых произведений композитора пронизано русской песенностью, поданной в чеховском ностальгическом ключе — Метнер писал этот цикл уже в новую постреволюционную эпоху, предчувствуя свой скорый отъезд.
Прелюдии ор. 23 и ор. 32 Рахманинова — одна из вершин его композиторского наследия. В близком Второму фортепианному концерту ор. 23 баркарольная умиротворенная Четвертая прелюдия, взбаламученная этюдная Седьмая и певучая Десятая представляют разные грани пианизма Рахманинова с его широким дыханием и крупными мазками. Концертную программу завершит блестящая драматичная прелюдия № 8 из ор. 32, вдохновленная картиной Арнольда Бёклина «Возвращение домой».
В программе:
Сергей Ахунов (р. 1967) — Два «Эскиза» (2023);
Павел Карманов (р. 1970) — «Шуманиана» (2018);
Иоганнес Брамс (1833–1897) — Баллады для фортепиано, оp. 10 (1854) ;
I. Andante, ре минор;
II. Andante, ре мажор;
III. Intermezzo. Allegro, си минор;
IV. Andante con moto, си мажор;
Николай Метнер (1880–1951) — «Соната-воспоминание», № 1 из цикла «Забытые мотивы», ор. 38 (1919―1922);
Сергей Рахманинов (1873–1943) — Прелюдии № 7, № 4, № 10 из цикла «Десять прелюдий для фортепиано», ор. 23 (1901–1903); Прелюдия № 8 из цикла «Тринадцать прелюдий для фортепиано», ор. 32 (1910).