МАСМ. Плачи и гимны
В программе «Плачи и гимны» Московского ансамбля современной музыки композиторы трех поколений русского авангарда вступают в диалог, исследуя сокровенный мир глубинных человеческих переживаний: ритуального страдания, эйфории и духовного опыта.
Первый авангард представлен фигурой Артура Лурье — денди и богемного эстета, который бросил учебу в Петербургской консерватории, чтобы строить утопическое будущее новой музыки. В первой половине 1910-х годов Лурье дружил с Маяковским, Хлебниковым, Татлиным и Ахматовой, носил вызывающие костюмы и был фактическим музыкальным руководителем кабаре «Бродячая собака», легендарного места встреч столичных футуристов. В своих радикальных опусах он экспериментировал с атональностью, микрохроматикой и необычной записью нот. На их фоне «Плач Богородицы» на старофранцузский текст в переводе Михаила Кузмина удивляет, скорее, своей традиционностью. Экспрессивные диссонансы лишь оттеняют здесь тонкую лирику, в которой слышно знакомство автора, принявшего католичество в 1913 году, с церковным обиходом.
«Гимны» Альфреда Шнитке написаны в 1970-е годы и отражают период духовного и стилистического поиска, через который проходил тогда их автор. Сам Шнитке утверждает, что исходный импульс к сочинению «Гимнов» был не религиозный, а исследовательский — интерес к древнерусской теории музыки и к тембровому родству низких инструментов. Три части из четырех были написаны к случаю, на заказ или как киномузыка. Тем примечательнее итоговая цельность и очевидная религиозная подоплека «Гимнов» как цикла. Их медленное время и суровый колорит ассоциируются с храмовым пространством: архаические песнопения обрастают таинственным гулом, превращаются в терпкое многоголосие и перемежаются загадочными созвучиями-сфинксами. Нет и следа фирменной авторской игры стилями: Шнитке настойчиво ищет в это время единый язык, сплавляя воедино разные грани своей композиторской личности.
Пьеса Алексея Сысоева «Сиротиночка» обращена не столько к детям, сколько ко всем, кто в той или иной степени чувствует в нынешнем мире собственное сиротство. В основе её лежит подлинный северный фольклорный текст, который автор трактует предельно всерьез, без тени иронии и без намека на отстраненность или дистанцию. Это ритуальный плач эпохи рейвов, поставангарда и виртуальной реальности, музыка, замкнутая в своей внутренней боли, которая в конце все же находит в себе себе силы открыться внешнему миру, обещая зрителям робкую надежду на лучшее.
В программе:
Артур Лурье (1891–1966) — «Плач Богородицы». Фрагмент благочестивой песни XIII века Pleurs de la Vierge Marie. Fragment d’une chanson pieuse du XIII siècle для голоса, скрипки, альта и виолончели, ор. 26 (1915). Перевод со старофранцузского Михаила Кузмина.
Альфред Шнитке (1934–1998) — «Гимны» для камерно-инструментального ансамбля (1974–1979); Гимн № 1 для виолончели, арфы и литавр; Гимн № 2 для виолончели и контрабаса; Гимн № 3 для виолончели, фагота, клавесина и колоколов; Гимн № 4 для виолончели, фагота, клавесина, арфы, литавр, колоколов и контрабаса.
Алексей Сысоев (р. 1972) — «Сиротиночка» для сопрано, камерного ансамбля и электроники на текст русского северного народного плача (2023, премьера).