Золотой век Испании
Лауреат международных конкурсов, органист-виртуоз из Мадрида Даниэль Сальвадор приглашает в мир старинной испанской музыки.
Музыка Испании! Это музыка, запечатлевшая в себе и любовь к жизни, и южную страсть, и многовековую борьбу с завоевателями.
Даниэль Сальвадор — талантливый музыкант, блестящий знаток и пропагандист испанской органной музыки. Он является титулярным органистом Папской Базилики святого Михаила, что находится в исторической части Мадрида. В этом храме, возведённом в 18 столетии, погребён великий итальянский композитор Луиджи Боккерини.
«Золотой век» испанской культуры (период с XVI по XVIII век) подарил миру не только литературные шедевры Сервантеса, Лопе де Вега, Кальдерона и живописные творения Веласкеса, Сурбарана, Эль Греко, но и замечательную музыку, привлекающую своей самобытностью, красотой, неординарностью, яркостью и зажигательностью мелодий. Вершиной испанской органной культуры стало творчество Антонио де Кабесона.
В концертной программе «Золотой век Испании» Даниэль Сальвадор познакомит с органной музыкой XVI–XVIII веков, созданной для великолепных соборов Сарагосы, Валенсии, Севильи, Сеговии, Мадрида, испанского королевского двора и легендарного монастыря Эскориал.
Прозвучат произведения Хуана Кабанильеса, Себастьяна Агилера де Эредиа, Антонио Солера, Франсиско Корреа де Араухо, Антонио де Кабесона. Будет интересно сравнить две пьесы с одинаковым названием «Танец Великого Герцога» испанского композитора Антонио Мартин-и-Коля и «амстердамского Орфея» эпохи Возрождения Яна Питерсзона Свелинка.
Испанская органная школа очень необычна, даже жанры там особенные. Например, органная «баталья» (яркая пьеса, своеобразное музыкальное сражение; испанцы обожали изображать битвы и в живописи, и в музыке), тьенто (то, что в Европе называется «фантазия»), энсалада (от слова «салат» — смесь разных мелодий и ритмов), фанданго (народный танец под гитару, излюбленная на юге Испании танцевальная мелодия). Даниэль Сальвадор, хорошо владея русским языком, старается на своих концертах объяснить все особенности и тонкости стилей исполняемых произведений.
И орга́ны в Испании традиционно отличались от немецких или французских. Испанцы придумали в XVII веке делать органные трубы горизонтальными, за счет чего звук приобретал особую звонкость и яркость. Испанский органисты почти не играли ногами. Зато руками творили чудеса!
В эксклюзивную программу «Золотой век Испании» включены шедевры и раритеты, которые, кроме Даниэля Сальвадора, никто не исполняет в нашей стране. Можно предположить, что этот вечер станет для пермской публики открытием испанской органной культуры.
Даниэль Сальвадор — испанский органист, дирижёр и композитор. Органист Папской базилики Святого Михаила в Мадриде, являющейся Апостольской нунциатурой в Испании. Ведёт авторскую программу об истории музыки на радио. Музыкальный руководитель Международного цикла органных концертов Посольства Ватикана в Испании. Сотрудничает в качестве приглашенного преподавателя с кафедрой композиции Мадридской Королевской консерватории и кафедрой органа и клавесина Российской академии музыки имени Гнесиных.
Родился в испанском городе Самора, где обучался игре на фортепиано. С юных лет начал играть на церковных органах. Окончил Мадридскую Королевскую консерваторию по нескольким специальностям: орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика.
Музыкант активно концертирует в Испании, выступает в Париже, Венеции, Антверпене, Риге, Ватикане. Сотрудничает с камерными оркестрами и ансамблями старинной музыки. Исполнил все органные концерты Генделя и Вивальди, хоральные прелюдии для органа Баха, церковные сонаты Моцарта, органные сочинения Лигети. Автор сочинений для симфонического оркестра, хора и органа. Его произведения исполняются на международных фестивалях современной музыки.
В 2014 году Даниэль Сальвадор играл для полумиллионной аудитории на церемонии причисления к лику святых католического епископа дона Альваро дель Портильо. Такой чести может быть удостоен только музыкант, обладающий мощным артистическим темпераментом, безукоризненной техникой и глубоким пониманием музыкальных и религиозных традиций своей страны. И все эти качества есть у Даниэля Сальвадора.
В программе:
I отделение
Жоан Кабанильес. Batalla Imperial (Имперская Битва)
Себастьян Агилера де Эредия. Энсалада. Тьенто 8-го тона
Франсиско Корреа де Араухо. Tiento a modo de canción (Тьенто в форме песни)
Антонио де Кабесон. Diferencias sobre el canto llano del cavallero [sic] (Вариации на тему «Песня о рыцаре»). Тьенто 4-го тона
II отделение
о. Антонио Мартин и Коль. Diferencias sobre la gayta [sic] (Вариации на волынке)
Франсиско Корреа де Араухо. Тьенто № 53. Canto llano de la Inmaculada Concepción de la Virgen María (Гимн Непорочному Зачатию Пресвятой Девы Марии)
Ян Питерсзон Свелинк и о. Антонио Мартин и Коль. Ballo del Granduca / Bayle del Gran Duque (Танец Великого Герцога)
о. Антонио Солер. Фанданго.
В программе возможны изменения.