Триумф романтизма
«В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность,
И небо — в чашечке цветка».
Уильям Блейк в переводе С. Я. Маршака
Эти поэтические строки очень точно передают сущность романтизма в искусстве.
«Триумф романтизма» — так называется концертная программа, с которой выступит лауреат международных конкурсов, органистка из Республики Беларусь Каллиника Медведева.
Программа концерта посвящена вдохновенной музыке романтизма, пленяющей своей эмоциональностью и глубиной.
Каллиника Медведева приглашает погрузиться в стихию романтического органа и прикоснуться к признанным музыкальным шедеврам Европы, начиная с конца XIX века. Прозвучат органные произведения композиторов Франции (Теодор Дюбуа, Марсель Дюпре, Марсель Ланкетюи и Луи Вьерн), Италии (Марко Энрико Босси и Отторино Респиги), Британии (Перси Истмэн Флетчер) и современного канадского композитора и органиста Дэни Бедара.
XIX век — время расцвета музыкальной культуры Западной Европы. Это время появления нового направления, одного из самых искренних, эмоциональных и раскованных в истории музыки — романтизма.
Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Рихарда Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Роберт Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства — никогда». Романтизм в музыке — это взволнованная и искренняя исповедь души.
Орган — многогранный инструмент, на котором прекрасно звучит музыка всех эпох — от классики до современности. Эпоха романтизма привнесла качественные изменения в мир органной музыки, как в отношении строения органов, так и в формировании новой эстетики органного звучания. Играя на так называемом «романтическом» органе, музыканты имитировали оркестровый стиль, добиваясь эффекта симфонического звучания. Орган стал «оркестром для одного исполнителя», в его звучании появилось много новых тембральных и красочных эффектов, а сам инструмент вырвался из-под церковных сводов и прочно обосновался в просторных концертных залах.
Каллиника Медведева продемонстрирует звучание органа как инструмента романтического — такого, каким в эпоху романтизма его трактовали европейские композиторы-органисты.
Каллиника Медведева — лауреат международных конкурсов, обладательница редкого и красивого имени. Каллиника (в переводе с греческого — «прекрасная победительница», «побеждающая добром»).
Родилась в Бресте. С отличием окончила Белорусскую государственную академию музыки по специальностям «фортепиано» и «орган». Совершенствует свое исполнительское искусство, посещая мастер-классы именитых органистов России и Европы. Стажировалась в Центре Леопольда-Моцарта в Аугсбурге (Германия). Лауреат І степени IV Международного конкурса «Байкальская токката» (2023), лауреат Гран-при VI Международного конкурса «Звёздный Олимп» (2023).
Как солистка и в составе ансамблей регулярно участвует в престижных фестивалях. Выступала с концертами в городах Беларуси, России, Польши, Литвы, Австрии. В настоящее время проходит обучение в магистратуре Санкт-Петербургского государственного университета (класс профессора, заслуженного артиста России Д. Ф. Зарецкого) по образовательной программе «Историческое исполнительство на клавишных музыкальных инструментах».
Музыка, по убеждению Каллиники, приводит в порядок мысли, развивает в человеке способность слушать, слышать, сопереживать. Видеть мир во всей его сложности, многообразии и восхищаться им.
В программе:
Марко Энрико Босси. «Entrée Ponrificale», op. 104, No. 1 для органа
Отторино Респиги. Прелюдия ля минор на хорал И. С. Баха «Ich hab mein Sach Gott heimgestellt», BWV 351
Дэни Бедар. Вариации на тему «Christus Vincit».
Теодор Дюбуа. Cantilène nuptiale. «Fiat lux» из цикла «Douze Pièces Nouvelles pour orgue».
Перси Флетчер. Фонтаны грёз. Праздничная токката.
Марсель Дюпре. Cortège et litanie, op. 19, No. 2.
Марсель Лангетуи. Токката для органа Ре мажор.
Луи Вьерн. Симфония для органа № 1, ре минор, op. 14:
I. Prelude
V. Andante
VI. Final.
В программе возможны изменения.