Барокко. Романтизм. Современность
С концертной программой «Барокко. Романтизм. Современность» выступит выдающийся органист, солист Московской филармонии, заслуженный артист России, профессор Александр Фисейский.
Концерт откроется музыкой Иоганна Себастьяна Баха — главного композитора не только в истории органного искусства, но и в творческой биографии Александра Фисейского. Этому величайшему композитору эпохи барокко музыкант посвятил свой первый сольный концерт, а затем неоднократно исполнял цикл из всех органных сочинений Баха в городах России и бывшего СССР. В 2000 году четырежды сыграл его на родине Баха — к 250-летию со дня смерти мастера. В Дюссельдорфе цикл был исполнен им в течение одного дня — с 6.3 утра до 1.3 ночи. Проведя за органом почти 19 часов, Фисейский был занесен в Книгу рекордов планеты (российский аналог Книги рекордов Гиннесcа).
Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор BWV 552 — шедевр великого Баха. Торжественная, яркая, по-французски театральная Прелюдия предваряет величественную Фугу, состоящую из трёх контрастных музыкальных эпизодов, олицетворяющих Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко занимают хоральные обработки и фантазии, именно И. С. Бах достиг в этом жанре абсолютного совершенства.
Прозвучат Три вдохновенные Хоральные обработки из «Органной мессы» высочайшего мастерства и совершенства, а также Три органные Фантазии немецкого гения — признанные шедевры барочного искусства.
Прозвучат самые первые органные сочинения русских композиторов. Орган, наделённый уникальными тембровыми возможностями и мощью симфонического оркестра, покорил многих русских музыкантов. Среди них был князь Владимир Федорович Одо́евский, который чрезвычайно высоко ценил творчество Баха и написал о нём романтическую новеллу. В 1864 году по его заказу органостроитель Георг Мельцель изготовил кабинетный орган, названный в честь Баха «Себастианон»; на котором играл и сам Одоевский, и его гости — выдающиеся музыканты, в том числе Михаил Глинка. В программу концерта включена чудесная миниатюра Одо́евского для органа — «Молитва без слов».
Александр Константинович Глазунов — автор балетов «Раймонда» и «Времена года» — редко ассоциируется с органной музыкой. Но именно он был одним из первых композиторов в России, кто заинтересованно обратился к органу. Прозвучит Прелюдия и фуга ре минор, соч. 62 (1899), где Глазунов обращается к баховской традиции, сочетая её с яркой романтической экспрессией и гармоническим богатством позднего романтизма.
Концертный вечер завершится музыкой великих французских композиторов XX века.
Заслуженный артист России, органист Александр Владимирович Фисейский (р.1950) — лауреат многих престижных международных конкурсов и фестивалей. Выпускник Московской консерватории. Солист Московской государственной академической филармонии. Возглавляет кафедру органа и клавесина в Российской академии музыки имени Гнесиных. Ведёт разностороннюю творческую жизнь. Известен как исполнитель, педагог, организатор, исследователь. Выступал со многими именитыми оркестрами, солистами и певцами. Его исполнительское искусство было представлено более, чем в 30 странах мира. Организатор международных фестивалей органной музыки в России, участник жюри органных конкурсов, почетный член ряда зарубежных музыкальных обществ. В 2019 году по его инициативе был учреждён ежегодный Всероссийский День Органа.