Культура материалов
Выставка Елены Слободцевой.
В рамках долгосрочной программы репрезентации пермского современного искусства музей PERMM представляет персональную выставку Елены Слобцевой «Культура материалов». Проект состоит из масштабных инсталляций, созданных специально для выставки, которая развернется на двух этажах музея современного искусства.
Елена Слобцева работает с графикой, компьютерной анимацией, slow-motion, а главный графический знак художницы — металлические скобы, обозначающие одновременно конструкцию и деконструкцию. Символическим участником диалога выставки стал советский график Леонид Попов, работы которого входят в коллекцию Пермской художественной галереи.
Название «Культура материалов» заимствовано из художественных и образовательных практик Владимира Татлина — одного из главных героев русского авангарда. Теоретические и практические разработки творческих методик, лежащих на стыке промышленности, ремесла и искусства, были одним из важнейших направлений развития культуры советской России 1920-х годов. Идеи производственного искусства воплощались в дизайне мебели, текстиля и одежды, в оформлении интерьеров, выставок и печатных изданий. Утопическая мысль художников 1920-х годов стремилась полностью стереть границы между искусством и жизнью, а саму жизнь воспринимала не как свершившуюся данность, но как поле свершений по формированию нового быта и нового человека. Впоследствии промышленность и технологии не утратили своей значимости для искусства, однако сам художник из участника и соавтора превратился в иллюстратора, фиксирующего, приукрашивающего и воспевающего достижения советского производства.
Сегодня русский авангард по праву считается важнейшей частью культурного наследия России и ее визитной карточкой на мировой художественной арене. Социалистический реализм стоит особняком, дожидаясь исследователей и теоретиков, которые встроят его в контекст локальной и глобальной истории искусства. Отличия этих двух явлений очевидны настолько, что, кажется, сравнивать их не имеет смысла. Однако важно смотреть на них, как на часть общей исторической линии.