Озорные песни. Шут
«Озорные песни» — первая постановка Антона Пимонова для Пермского балета. Как и в предыдущих работах, хореограф продолжает выбранную линию неоклассики и визуализирует музыку. На этот раз он обращается к одноименному вокальному циклу Франсиса Пуленка, дополнив его фортепианными миниатюрами композитора. Несмотря на то что в одиннадцати микросюжетах угадываются истории взаимоотношений между мужчиной и женщиной, главный герой этого балета — собственно классический танец, явленный во всем многообразии форм и настроений.
Тон «озорства» постановке задают подчас непредсказуемые ритмические контрасты в игре пианиста, энергия голоса баритона — еще одного принципиально важного участника спектакля, а также легкость и непринужденность хореографа в обращении с арсеналом возможностей классического балета.
«Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего» — одно из немногих названий в истории «Русских балетов» Дягилева, после премьеры на долгие годы выпавшее из поля зрения хореографов. Точнее — на девяносто лет, пока в 2011-м Пермский балет не вернул его на сцену.
Партитура появилась на свет по заказу Дягилева, который на волне успеха «Весны священной» заказал молодому композитору Сергею Прокофьеву балет в русском балаганном стиле. Вдохновение почерпнули из сборника народных сказок Пермской губернии. По стечению обстоятельств, постановщиком парижской премьеры в 1921 году стал художник-авангардист Михаил Ларионов. С ним и корреспондирует современный пермский спектакль.
Взяв за основу оригинальное либретто, Алексей Мирошниченко сочинил новую хореографию в буффонадном стиле, а художники Сергей Мартынов и Татьяна Ногинова воссоздали визуальный облик спектакля по эскизам Ларионова. В результате получился оммаж и Дягилеву, и Ларионову, и самой идее поиска новых выразительных средств — на стыке высокого и низкого, прошлого и настоящего.