Зимние грёзы
Три разных спектакля — три эпохи балета Великобритании.
Конькобежцы.
Одноактный балет на музыку Джакомо Мейербера из опер «Пророк» и «Звезда севера» в аранжировке Констана Ламберта. Хореография сэра Фредерика Аштона, декорации и костюмы Уильяма Чеппела
Балет поставлен в 1937 году. Российская премьера состоялась в Перми в 2014 году. Возобновление 2019 года.
Один из балетов-первенцев сэра Фредерика Аштона, бывший в числе репертуарных фаворитов главной лондонской труппы на протяжении тридцати лет подряд. Секрет успешности «Конькобежцев», вероятно, кроется в том, что, используя лексику классического танца, Аштон сумел превратить будничную жизнь (катки были любимой забавой англичан викторианской эпохи) в искусство. При этом сам хореограф прежде никогда не стоял на коньках: «Слишком рискованно», — отшучивался он. Это, впрочем, не помешало ему после короткого погружения в теорию фигурного катания сочинить атмосферный, искрящийся юмором и очарованием балет, в котором танцовщики, одетые в изысканные костюмы, отороченные мехом, легко «скользят» по льду замерзшего озера. На премьере среди исполнителей были будущие звезды английского балета Марго Фонтейн и Роберт Хелпман. Однако настоящим триумфатором вечера стал Гарольд Тёрнер, исполнивший виртуозную партию Юноши в голубом. Впоследствии ее примеряли на себя Михаил Барышников, Рудольф Нуреев и Стивен МакРей.
Балет поставлен с разрешения Фонда Фредерика Аштона в соответствии со стандартами стиля и техники хореографа.
Когда падал снег.
Одноактный балет на музыку из саундтреков к кинофильму «451 градус по Фаренгейту» и сериалу «Сумеречная зона» (эпизод «Пешая прогулка»)
Мировая премьера состоялась в Перми в 2014 году. Возобновление 2019 года.
Вторая постановка англичанина Дагласа Ли в Перми, как и его номинированный на «Золотую Маску» Souvenir (2011), не имеет явно высказанного сюжета и представляет собой набор картин и ассоциаций. Балет был создан специально к проекту «Зимние грёзы». Главный образ, от которого отталкивался хореограф, — зрелище падающего снега: оно определило и настроение, и музыку, и сценографию премьеры. Через весь спектакль проходит тема кукол, или застывших фигур, которые оживают, когда на них направлен взгляд, и замирают, точно в них кончился завод, когда внимание публики скользит дальше. Сам Даглас Ли описывает это так: «…Это похоже на то, что мы можем увидеть, когда крутим в своих руках стеклянные шары со снегом или слушаем мелодию играющей музыкальной шкатулки». В данном случае «шкатулка» начинена музыкой голливудского классика Бернарда Херрманна, соавтора Хичкока и Уэллса. Таинственная гармония саундтрека незаметно примиряет с неизбежным не только участников действия, но и погрузившихся в созерцание зрителей.
Проект осуществлен при финансовой поддержке г-на Тошихико Такахаши.
Спонсор постановки — «Альфа-Банк».
Зимние грёзы.
Одноактный балет на музыку Петра Чайковского в аранжировке Филипа Гаммона; русские народные песни в аранжировке Сары Фристоун. Хореография сэра Кеннета Макмиллана, декорации и костюмы Питера Фармера.
Балет поставлен в 1991 году. Российская премьера состоялась в Перми в 2014 году. Возобновление 2019 года.
Балет сэра Кеннета Макмиллана «Зимние грёзы» на сюжет «Трех сестер» Чехова появился благодаря pas de deux, которое хореограф поставил для гала-концерта в честь юбилея Королевы-матери Елизаветы, прошедшего 19 июля 1990 года в London Palladium. «Прощальное pas de deux Маши и Вершинина», как сейчас его именуют, Макмиллан сочинил для солистки Королевского балета Дарси Бассел и экс-премьера Большого театра, покинувшего Россию ради лондонской сцены, Ирека Мухамедова. В апреле 1991 года в интервью The Financial Times хореограф признавался, что поначалу совсем не думал о пьесе Чехова, но, увидев результат, понял, что «должен поставить балет по мотивам этого шедевра». Макмиллан собирался не столько следовать сюжету, сколько стремился передать атмосферу драмы, переживания и чувства запертых в своем узком кругу героев. Как и в пьесе, действие балета происходит в одном из русских провинциальных городов на рубеже XIX—ХХ веков. Герои полны необъяснимой тоски, которую усиливают туманные мелодии Чайковского. Красивейшее воплощение меланхолии средствами хореографии.
Балет поставлен с разрешения Фонда Кеннета Макмиллана в соответствии со стандартами стиля и техники хореографа.
Проект осуществлен при финансовой поддержке г-на Тошихико Такахаши.
Спонсор постановки — «Альфа-Банк».