Нора
Камерный триллер по мотивам пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»
В достаточно условных декорациях, напоминающих киноплощадку, разворачивается достаточно бытовая ситуация. В канун Рождества перед Хельмером открывается страшная правда: жена втайне от него взяла деньги в долг, и теперь его карьера и будущее семьи под угрозой. Ждёт ли «мотовку» наказание? Или ложь во спасение всё-таки можно простить, особенно если угроза публичного разоблачения миновала? Впрочем, Хельмеру можно не искать ответ на этот вопрос, ведь его «птичка» Нора решает покинуть «кукольный» дом и искать себя настоящую.
На первый план в спектакле «Но́ра» выходит история главной героини: собственно, её глазами зритель и смотрит на происходящее в первой части. Второй акт – смена оптики: когда выдуманный, сконструированный в угоду окружающим мир Норы разрушен, приходится без «сказочных» фильтров наблюдать объективную реальность.
Дамир Сайранов, режиссёр: «Но́ра» – спектакль, в первую очередь, про человека, про его самосознание и выбор. Как найти своё место в системе? Возможно ли сохранить своё «я» в жестоких обстоятельствах этого мира? Мне кажется, единственный способ не дать контексту разрушить свою жизнь, – говорить друг с другом честно. И, что ещё важнее, – слышать друг друга».
Сюжет знаменитой пьесы Ибсена, написанной в 1879 году, «пересобирается» командой постановщиков по-своему: на сцене не история о положении женщины в обществе XIX века, а современный триллер, полный психологического подтекста, эмоциональных качелей и приёмов киномонтажа. Персонажи, решённые актёрами утрированно и гротескно; элементы физического театра, пронизывающие драматическую ткань; музыкальная канва, в которой сочетаются рок-хиты Muse и зонги в духе группы «Аффинаж»; световые картины, создающие напряжение хоррора, – всё это погружает зрителей в контекст вневременных человеческих трагедий, от которых каждому из нас так хочется себя спасти.