Катерина Измайлова
**Гипнотически красивая драма с участием оркестра по мотивам повести Н.
Лескова**
В основе спектакля «Катерина Измайлова» Бориса Мильграма - знаменитый очерк
Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1864 г.). Мрачная история о
шекспировских страстях, развернувшаяся в Орловской губернии, рисует первую в
литературе женщину-серийную убийцу.
Богатая купчиха Катерина Львовна Измайлова изнывает от скуки. Муж Катерины,
Зиновий Борисович, бесплоден, а свёкор Борис Тимофеевич постоянно попрекает
сноху отсутствием детей. Катерина заводит роман с приказчиком Сергеем, но
после угроз прознавшего про это свёкра, который избивает Сергея, совершает
своё первое убийство. Тьма, которая ждёт своего часа, вырывается наружу, и в
финале на руках Катерины кровь уже четверых человек...
Одной из самых ярких интерпретаций очерка Н. Лескова стала опера Дмитрия
Шостаковича (1934 г.). В 2006 году режиссёр Мартин Кушей поставил «Леди Макбет
Мценского уезда» Шостаковича в Нидерландской Опере. Его спектакль,
одновременно условный и полный натурализма, поднимавший тему беспредельности
зла и создававший абсолютно трагическое пространство, невероятно впечатлил
Бориса Леонидовича Мильграма и вдохновил на собственное высказывание о природе
разрушения человеческой личности.
Борис Мильграм, автор пьесы и режиссер спектакля: «Я не планировал ставить
оперу Шостаковича - я изначально хотел сделать именно драматический спектакль
в духе древнегреческой трагедии. В «Катерине Измайловой» создан новый для меня
и нашего театра язык, жанр: я бы назвал его трагедией, причем классической
трагедией, где хор является действующим лицом - и комментатором, и
соучастником, и голосом рока. В природе классической трагедии есть обучающее
свойство. Современный театр ничему не учит - он помогает задавать вопросы.
Наша «Катерина Измайлова» возникала скорее от контекста, а не от текста и даже
не от сюжета Лескова. Контекст, крайне важный для меня сейчас, - природа зла,
природа разрушения человеческой личности, природа обесценивания человеческой
жизни - как чужой, так и своей. В каждом из нас поселено добро и зло, свет и
тьма. Трагедия человечества состоит именно в том, что злодеи не падают с луны
- они возникают из нас. На уровне сюжета, нарратива «Катерина Измайлова» -
жуткая история, в которой нет ни одного положительного персонажа. Тьма,
закрывающая все. Как правило, зрители не хотят заходить на территорию
жестокости и мрака, а мне это кажется необходимым: на уровне подсознания мы
должны чего-то бояться в самих себе...».
В драматическом спектакле Бориса Мильграма участвует оркестр Театра-Театра,
причем дирижёр и музыканты находятся на сцене. В спектакле звучит музыка,
написанная специально для «Катерины Измайловой» композитором Дмитрием
Курляндским.
Продолжительность спектакля 1 час 50 минут без антракта
Премьера состоялась 13 октября 2022 года
Постановщики
Автор пьесы и режиссёр - Борис Мильграм
Режиссёр по пластике - Александр Андрияшкин
Художник-сценограф - Семён Пастух
Художник по костюмам - Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Композитор - Дмитрий Курляндский
Дирижёр - Кирилл Бузмаков
Помощник режиссёра - Михаил Коняев
Важная информация
• Билеты доступны по «Пушкинской карте»
• Возрастной ценз спектакля 18+. В соответствии с п. 7.1 ст. 11 436-ФЗ «О
защите детей от информации» организатор мероприятия не имеет права пропускать
несовершеннолетних зрителей на соответствующее мероприятие. В спорных вопросах
организатор может попросить зрителя предоставить паспорт для подтверждения
возраста
• В спектакле используется сценический дым. При наличии аллергии воздержитесь
от покупки билетов на 1-3 рядах• В спектакле присутствуют обнаженные сцены