Мертвые души. Гастроли Театра Вахтангова
**Гастроли Театра имени Евгения Вахтангова (Москва)
** **Галопад в двух действиях**
Сценическая версия Владимира ИВАНОВА и Андрея ТУПИКОВА
Идея и постановка заслуженного деятеля искусств России Владимира ИВАНОВА
Сценография и костюмы заслуженного художника России Максима ОБРЕЗКОВА
Музыка Вячеслава ЖУКОВА
Действующие лица и исполнители:
Она - народная артистка России, лауреат Государственной премии России Мария
АРОНОВА
Он - Владислав ГАНДРАБУРА
В год 100-летия Театра имени Евгения Вахтангова, режиссёр Владимир Иванов
выпустил спектакль по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
_Продолжительность: 2 часа 40 минут, с антрактом_
Творческие успехи Марии Ароновой, давно взошедшей на вахтанговский Олимп и
ставшей ведущей российской актрисой, неразрывно связаны с именем её педагога
по Щукинскому училищу, профессора кафедры мастерства актёра Владимира Иванова.
Лучшие роли актрисы были созданы в его спектаклях: «Фрёкен Жюли» (Кристина),
«Царская охота» (Екатерина II; за эту роль актриса удостоена Государственной
премии РФ), «Дядюшкин сон» (Москалёва), «Мадемуазель Нитуш» (Начальница
монастырского пансиона), «Обычное дело» (Джейн).
Мария Аронова:
_« Когда Бог дарит тебе таких педагогов - это фантастический лотерейный
билет! Я не устану говорить о том, что я в своём возрасте, при двух детях,
будучи уже бабкой, встаю, когда он входит ко мне в гримёрку. Он продолжает
оставаться для меня Учителем»._
Владимир Владимирович Иванов на разных сценах Вахтанговского театра поставил
14 спектаклей, многие из них идут десятилетиями, неизменно собирают аншлаги и
дарят актёрам яркие роли, а зрителям - незабываемые моменты.
«Мёртвые души» стали шестой совместной работой Владимира Иванова и Марии
Ароновой.
Жанр спектакля постановщик обозначил забытым ныне словом «галопад», отсылая
зрителей к описанию бала в «Мёртвых душах», к фразе Гоголя «Галопад летел во
всю пропалую…». Описание этого танца в поэме Гоголя создает ощущение несущейся
неведомо куда жизни, потерявшей надёжную точку опоры.
Владимир Иванов:
_« Первоначально наш спектакль назывался «Галопад», но мы остановились на
более традиционном - «Мёртвые души». Галопад (от французского galopade) -
особая пляска, в которой кавалер с дамой, обняв друг друга, скачут оба вместе.
В этой фразе, в этом определении смысл и квинтэссенция идеи нашего спектакля,
который станет гимном актёрству, Театру. Это главное, так как Гоголь бездонен,
это невероятный автор, и мы понимаем, что можем показать только одну его
сторону. У нас собралась замечательная команда. Мой соавтор -Андрей Тупиков,
куплеты которого много лет звучат в «Мадемуазель Нитуш». Вместе с художником
Максимом Обрезковым мы работаем уже много лет, выпустили не один спектакль.
Нам помогает замечательный хореограф Сергей Землянский - пластика необходима
для того решения, которое лежит в основе будущего спектакля»._
Вахтанговский театр шесть раз обращался к произведениям Н.В. Гоголя. В 1924
году Ю.А. Завадский поставил «Женитьбу», в 1939 г. Б.Е. Захава обратился к
«Ревизору», в 1978 г. А.И. Ремизова выпустила «Дела давно минувших дней»
(композицию по произведениям Гоголя «Игроки» и «Театральный разъезд»). В 2002
году был выпущен первый спектакль Римаса Туминаса на Вахтанговской сцене -
«Ревизор». В 2009 г. появился моноспектакль Юрия Краскова «Записки
сумасшедшего» (руководитель постановки - Римас Туминас). В Малом зале в 2013
году состоялась премьера «Женитьбы» в постановке Сергея Кутасова. «Мёртвые
души» - седьмая гоголевская постановка в Театре имени Евгения Вахтангова.