De Temporum Fine Comoedia
Закрытием Дягилевского фестиваля-2022 станет постановка, вписывающая оперу-мистерию Карла Орфа в индустриальный интерьер завода Шпагина. De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времени») — это масштабное произведение для множества солистов, нескольких драматических актеров, хора и громадного оркестрового состава с участием около тридцати ударных инструментов.
Всю жизнь Орф разрабатывал особый тип музыкального театра, в котором синтезировал сравнительно простые музыкальные формы, якобы непрофессиональные пение, танец, драматическую игру и декламацию в поисках праязыка искусства. Он называл этот синтез «мировым театром», опуская само слово «музыка», хотя музыка играет в его мистериях ключевую роль.
Театральные работы Орфа практически неизвестны в России: их исполнение вызывает большие трудности. Оркестр Орфа — это гигантский и крайне нестандартный состав. Солисты Орфа должны обладать не только актерскими способностями, но и уметь отрешаться от актерского типа существования на сцене, исполняя не роли, а ритуальные обязанности. Хор Орфа должен уметь говорить и кричать, а драматические актеры — петь. Мистерии Орфа далеки от конвенционального театра, зато близки к средневековым литургическим драмам, исполнявшимся в храмах и на улицах.
De temporum fine comoedia Орф создавал на протяжении десяти лет и неоднократно редактировал. На фестивале прозвучит версия 1973 года, впервые исполненная под руководством Герберта фон Караяна на Зальцбургском фестивале. Постановку осуществляет Анна Гусева, музыкальный руководитель и дирижер — Теодор Курентзис.